Семейные истории Татьяны Селяниновой  
Самсоновы Шалыгины
Сухинские
Селезнёвы


Памятные и родные места Искулиха Тверской областиОдоев Тульской области


Деревня Искулиха Лихославльского района Тверской области

По состоянию на 2017 год деревня Искулиха присоединена к деревне Парфёново и является частью Станского сельского поселения. Площадь всего поселения 179,5 кв.км, население на 2012 год - 1028 человек, в том числе в дер.Парфёново - 39 человек.

Широта: 57°21'46 "N (57.362677)
Долгота: 35°28'38 "E (35.477246)

Деревня Искулиха - одна из многочисленных крестьянских деревень, расположенных вдоль реки Медведица, притока Волги. В целом, этот край - глухой уголок, расположенный на стыке Московской и Тверской губерний/областей. Только за XX век административное подчинение Искулихи менялось шесть раз.

Деревня была основана (или заселена вновь) в XVII веке карелами-переселенцами из-за Ладоги. Шведы, получившие власть над ладожскими землями в Смутное время, начали насильственное обращение православных карелов в лютеранство. Многочисленный поток беженцев-карелов осел в Тверских землях, опустевших и разоренных после набегов поляков в Смутное время. (В частности, «Писцовая книга Новоторжского уезда 1625/26-1626/27 годов» насчитывает в Дорской волости 1 село, 2 деревни, 1 селище и 196 пустошей - то есть оставленных, опустевших населённых пунктов).
Со временем в окрестностях Лихославля сложилась общность тверских карел. (В начале XX века карелы составляли до 80% населения района, к 1989 году численность карел оценивалась в 20% от общего населения.) Существовало много чисто карельских поселений. Однако Искулиха представляла собой смешанную деревню, где жили как карелы, так и русские.

По сведениям учётных книг Новоторжского уезда Тверской губернии за 1859 год (издание 1862 г.):
В деревне Искулиха числилось 34 двора, 122 мужчин и 123 женщины.
В деревне Парфёново - 4 двора, 11 мужчин, 11 женщин.

Деревни была построена традиционно - одной длинной улицей. Искулиха и Парфёново отделялись друг от друга одним лугом, однако вплоть до середины XIX века Парфёново было лишь выселками Искулихи. Некий Парфён (Парфений) по каким-то причинам поселился на отшибе - и тем образовал новую деревню.
Наиболее вероятно, что Парфёново обрело свою значимость со строительством храма. На карте Тверской губернии 1879 года Парфёново числится уже селом и отмечается как центр одного из сельских приходов Новоторжского уезда Тверской губернии. По всей видимости, церковь была возведена на свободном месте, которое оказалось ближе к Парфёнову, чем к Искулихе, что и определило название села.

В XIX веке население Искулихи занималось выращиванием льна и изготовлением льняного белья и одежды. В деревне были развиты различные тонкие техники вышивки (прорезная вышивка, вышивка по сетке, мережки), дававшие иллюзию кружева и элегантности готовой одежды. Вышитые изделия отправлялись на продажу через Калашниково в Москву и Петербург.

Часть населения Искулихи относилась к государственным крепостным крестьянам, что могло способствовать относительной свободе населения. Но вроде бы примерно в середине XIX века в Искулихе существовала и своенравная барыня, из прихоти поженившая Шалыгиных Василия и Прасковью.

С отменой крепостного права молодёжь начала активно покидать родные места, уезжая на заработки в столицу. Станция Калашниково, расположенная примерно в 20 км от Искулихи, связала тверскую глушь и с Москвой, и с Петербургом. Существенное сокращене пути в большие города также способствовало оттоку людей.

В конце XIX-начале XX века в деревне Искулиха проживала семья Самсонова Ивана. Самсонов Иван был тверским карелом, все дети Ивана свободно говорили на тверском диалекте карельского языка. Но дети Ивана - Самсоновы Андрей, Яков и Екатерина обучались русской грамоте с детства, в домашних условиях. По воспоминаниям правнучки Ивана Надежды Самсоновой её родители обменивались с родственниками толстыми книгами, что предполагает семейную культуру выше типичной крестьянской для того времени. По некоторым данным Иван работал строителем и был хорошим плотником.

В Искулихе, Парфёново или в какой-то из близлежащих деревень располагался дом купца Александра Ершова - большой двухэтажный дом по столичным образцам с мезонином и широкой парадной лестницей, ведущей к парадному входу. Надя Самсонова запомнила последний большой праздник в деревне - свадьбу дочери или племянницы купца - гости подъезжали к дому на тройках, в красочных нарядах, а всем детям раздавали леденцы.

В 1930-х Фекла Самсонова, взявшая после развода фамилию Пантелеева, приезжала на родину по меньшей мере дважды. В послевоенное время ни Фекла, ни Надежда не пытались навестить Искулиху. Вероятно, навещать было уже некого.

Дополнительные сведения и изыскания

•  Жители Искулихи
•  Искулиха и окрестности на картах разных лет



 • Начало   • Памятные и родные места   • Искулиха Тверской области  
  © Семейные истории Татьяны Селяниновой, 2017
Представленные версии событий не претендуют на единственно возможную точку зрения.
Дополнения, уточнения и комментарии приветствуются.
Перепечатка без письменного разрешения автора запрещается.
О проекте
Контакты
Карта сайта
Памятные и родные места