Шалыгины из деревни Искулиха Тверской области
Шалыгины Василий и Прасковья
► Фекла Васильевна Самсонова (Шалыгина, Пантелеева) (1876-1959)
Андрей Иванович Самсонов (1875-1931)
• Екатерина Андреевна Самсонова (1897-1930)
Минаев Владимир Алексеевич
Литвиненко Сергей Петрович
♦ Георгий Владимирович Минаев (1920-1991)
• Федор Андреевич Самсонов (1899-1941)
Мария Александровна Ершова
♦ Раиса Федоровна Самсонова (1923-1943)
♦ Серафима Федоровна Самсонова (1921-1981)
• Мария Андреевна Самсонова (1907-1947)
Колосов Константин Николаевич
•
Сергей Андреевич Самсонов (1911-1941)
Александра Григорьевна
♦ Наталья Сергеевна Борисова (Самсонова) (1939)
→ Александр (1964)
• Надежда Андреевна Ласточкина (Самсонова) (1912-2008)
Ростислав Иванович Ласточкин
♦ Татьяна Ростиславовна Ласточкина (1944-1995)
Юрий Геннадьевич Селянинов (1946)
→ Татьяна Юрьевна Селянинова (1972)
→ Юлия Юрьевна Селянинова (1979)
► Екатерина Васильевна Шалыгина
► Анастасия Васильевна Шалыгина
► Прасковья Васильевна Шалыгина
► Ульяна Васильевна Шалыгина
► Анна Васильевна Шалыгина
• много детей
► Василий Васильевич Шалыгин (рыжий)
• 2 дочки, 5 сыновей
► Василиса Васильевна Шалыгина
• несколько детей
• ?
♦ ?
→ Тамара Николаевна Алышева
Семья Шалыгиных жила в деревне Искулиха Тверской области.
По воспоминаниям Надежды Андреевны Самсоновой, Василий и Прасковья были крепостными. Прасковья отличалась высоким ростом, это была статная русская красавица с длинной косой. Василий был невысоким, но коренастым, ловким молодым человеком. Однако у него были вихрастые ярко-рыжие волосы, из-за которых его поддразнивали. Барыня, чьё имя история не сохранила, поженила их из своей прихоти, оба новобрачных чем-то ей не угодили, и она в лучших традициях русского барского беспредела распорядилась устроить свадьбу - чтобы посмеяться надо обоими провинившимися крепостными.
Вполне вероятно, однако, что эта история сильно искажена. Фёкла Васильевна была одной из младших дочерей Прасковьи. Она родилась в 1876 году, поэтому можно предположить, что брак её родителей действительно состоялся ранее 1861 года, когда было отменено крепостное право. Однако куда более естественной представляется версия, что история случилась одним-двумя поколениями раньше и сохранилась в виде семейной легенды.
К моменту рождения Нади в 1912 году Василий и Прасковья умерли, даже старшие сёстры матери казались Наде старушками. А типично крестьянское происхождение было принято подчёркивать в пору взросления Нади в 1920-30-е годы. Поэтому Фёкла могла немного сгустить краски и сместить время действия, пересказывая дочери историю об угнетённых крепостных предках.
И не надо забывать, что впечатлительное воображение юной Наденьки подверглось мощному влиянию творчества художников и литераторов второй половины XIX века, во многом посвященного несправедливостям крепостнического строя и живописаниям всяческого насилия в отношении крепостных. Так что, возможно, и Прасковья была обычной деревенской девушкой, и Василия не так уж задирали, да и барыня вовсе не стремилась утвердить свою дурость столь странными распоряжениями.
Однако легенда есть легенда. И что точно в ней правда - так это рыжие волосы Василия, передавшиеся многим его детям.
|